Съезды и набережные
Зеленский съезд
Своё название получил от находившегося в прошлом рядом зелейного двора - порохового склада и завода с водяной мельницей стоявшего на реке Почайне. В первой половине девятнадцатого века городской думой Нижнего Новгорода было принято решение об устройстве съезда с Благовещенской площади к району нижнего базара. Работы были завершены в тысяча восемьсот тридцать девятом году. С тех пор зеленский съезд становится одной из главных и оживлённых магистралей города.
Соболевский – часть современного Зеленского съезда от улицы Октябрьской (бывшей Дворянской) до участка Зеленского съезда идущего вдоль Кремля. С левой стороны съезд ограничен Почаинским оврагом, где в начале девятнадцатого века находился посёлок «Почайна», в 1850 году уничтоженный пожаром.
В 1880 году сюда переводят ветошный рынок, получивший название «Балчуг». Он начинался практически от церкви Жён Мироносиц и продолжался до Нижнего Посада выходя к улице Рождественской.
Слева от Соболевского и Зеленского съездов располагается почаинский овраг, с протекавшей там речкой Почайной. В 1839 году речку заключили в коллектор. После этого часть русла речки была засыпана и разровнена.
В 1880-1881 годах в это место переводят ветошный рынок. Толкучий рынок в почаинском овраге в обиходе назывался «Балчуг». Здесь в основном продавались старые, поношенные вещи, одежда, перепродававшееся за копейки старьё. Постоянными посетителями Балчуга были бедные люди, продававшие и покупавшие хлам за гроши. Некоторые исследователи утверждают, что с этим местом связаны годы детства Алёши Пешкова.
Насыпь через почаинский овраг и речку Почайну называют «Лыковой». Первоначально был построен мост, позже насыпали дамбу, а речку забрали в коллектор. Существует несколько объяснений этого названия. Одно из них, что первым ответственным за благоустройство этого места и строителем моста через почаинский овраг был нижегородский боярин Лыков-Оболенский. Отсюда и название – «Лыков» мост, которое впоследствии распространилось и на дамбу.
Церковь Жён-Мироносиц была построена ещё в тринадцатом веке и является одной из древнейших нижегородских церквей. В 1649 году вместо деревянной построили существующую и поныне каменную, двухэтажную церковь. Впоследствии, в начале девятнадцатого века к ней были пристроены кирпичные двухэтажные приделы.
В советское время церковь была закрыта, и в ней располагался техникум лёгкой промышленности.
Возвращён Нижегородской епархии храм был в 90-х годах двадцатого века. В 2011 году закончилось внешнее восстановление храма, и начались работы по устройству иконостасов и внутренней отделке.
Улица Широкая является продолжением Зеленского съезда и его выходом на Нижне-Волжскую набережную, к берегу Волги. Ранее на ее месте было устье речки Почайны, а потому торговые Нижнепосадские ряды (в восемнадцатом веке выстроены каменные здания Гостиного двора) располагались на возвышениях берегов поодаль друг от друга. В первой половине 19-го века, в результате коренных преобразований в градостроительном Нижнего Новгорода реку Почайну заключили в каменную трубу-коллектор и постепенно засыпали землей, но прежнее расстояние между кварталами сохранилось. Вновь образованная улица была гораздо шире других проложенных здесь улочек и, вследствие этого, получила наименование Широкой.
В первой половине 17 века, в период бурного экономического развития Нижнего Новгорода современная улица Рождественская называлась Космодемьянской по названию стоявшей на месте здания "НижНовЭнерго" церкви Козьмы и Демьяна.
В 1653 году купец-промышленник Семён Задорин строит каменный Рождественский храм и улицу с тех пор стали называть Рождественской. В 1719 году Григорий Строганов финансирует возведение церкви, которая существует и в наши дни.
В 30-х годах 19-го века улица Рождественская претерпевает значительные изменения. На месте дома купца Софронова, в середине улицы создаётся площадь, которая становится деловым центром Нижнего посада.
К открытию Всероссийской промышленно-художественной выставки в 1896 году в Нижнем Новгороде начинают работать два фуникулёра, центральные улицы освещаются электрическими фонарями, от Скобы до плашкоутного моста начинает ходить трамвай. На Софроновской площади братья Блиновы строят дом ("Блиновский пассаж") и биржу. Эти здания украшают площадь Маркина (Софроновскую) и в наши дни.
В советское время Софроновскую площадь переименовывают в площадь Маркина, в честь комиссара Волжской военной флотилии, создававшейся в Нижнем Новгороде.
Сейчас трудно поверить, что в девятнадцатом веке район набережной Оки, что находится под Благовещенским монастырём, был весьма популярным местом у нижегородцев. Здесь была одна из крупнейших в городе стоянок извозчиков, на рейде стояли большие и малые суда, а невдалеке находился Ромодановский вокзал. В двадцатом веке набережная Оки постепенно пришла в запустение.
Набережная создавалась в девятнадцатом веке в рамках программы градостроительных преобразований, качественно преобразивших внешний вид Нижнего Новгорода.
Архитектуре возводимых на набережной домов уделялось особое внимание. Во-первых, они должны были быть каменными, деревянные постройки не допускались. Это было связано с пожаром 1836 года,во время которого выгорели все постройки в Благовещенской слободе.
Проекты домов разрабатывались известными архитекторами того времени Г.И. Кизеветтером, И.Е. Ефимовым, А.Е. Турмышевым, одобрялись Нижегородским Строительным Комитетом, некоторые даже высочайше утверждались в Санкт-Петербурге. Дом №15 по улице Черниговской, ранее принадлежавший купцам Щукиным, и поныне сохранил свой изначальный облик.
С момента своего основания Нижний Новгород располагался на правом, высоком берегу Волги, в месте впадения в неё Оки. Для того, чтобы добраться до ярмарки, находившейся на левом берегу Оки необходимо было воспользоваться паромом или услугами многочисленных лодочников. Зимой люди перебирались по льду, а в период ледостава и ледохода сообщение между двумя частями города вообще прекращалось. Таким образом, уже к концу 19-го века возникла насущная необходимость строительства моста через Оку.
Первым был построен плашкоутный мост, опорой проезжей части которого служили плашкоуты – большие несамоходные суда, стоявшие на якорях. Мост состоял из трёх частей, двух неподвижных, у берегов и, центральной части, которую на ночь разводили для пропуска судов. Нижегородский мост был самым длинным наплавным мостом в России того времени. Кроме того, по мосту даже ходил трамвай. Зимой мост разбирали.
В начале советской власти было принято решение о строительстве стационарного моста через Оку, который и был построен к 1933 году. Во время Отечественной войны мост несколько раз бомбила немецкая авиация, и только чудом он не был разрушен.